Алтарь

Обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы [лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara – возвышенный жертвенник].

В Священном Писании словом алтарь (в том числе – и в славянских переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу.

В латинских христианских текстах словом алтарь обычно называется стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть святой престол.

Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин алтарь закрепился не за самим святым престолом, а за той частью храма, где находится святой престол и которая называется также алтарем (алтарным пространством).

В Православной Церкви алтарь всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с III в. алтарное пространство стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традициях развившаяся в иконостас.

В пространстве алтаря, кроме святого престола, который располагается по центру и над которым может устраиваться киворий (сень), вдоль дуги апсиды обязательно располагается одно- или многоступенчатая скамья или ряд сидений, обычно с епископским седалищем посередине. За святым престолом, как правило, расположены семисвечник, запрестольные Крест и образы. Пространство за престолом называется горним местом.

В предалтарной части вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат проходит дорожка-солея.

С севера к алтарю примыкает помещение, в котором совершается проскомидия (в современном русском словоупотреблении это помещение называют жертвенником), а с юга —ризница, в которой хранятся литургические облачения и богослужебные книги.

Часто в православных храмах (особенно небольших или построенных после XVI в.) алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и ризницы; в этом случае стол для совершения проскомидии находится в алтаре, у северной стены.

В византийской и западноевропейской традициях под алтарем могла находиться крипта (небольшое помещение; в IV–VI вв. утвердилась практика помещать в крипте святые мощи; впоследствии св. мощи стали помещать просто в святой престол); на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид (конхи) принято украшать мозаиками или фресками.

По канонам Православной Церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (пономарей и алтарников; в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, немолодые монахини (15 правило Никифора Исповедника)).

Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы.

В символических толкованиях православного храма алтарное пространство уподобляется небу, раю, Святому святых ветхозаветного храма. Особое почитание алтаря связано с тем, что это – место принесения Евхаристической Жертвы.

[Описание на сайте ВикипедиЯ]

© 2017 Официальный сайт Любимского благочиния Рыбинской епархии. Все права защищены.