Аллилуйя

Торжественное литургическое восклицание [евр.: hallelu + yah — Хвалите Яхве], содержащее 2 первые буквы открытого Моисею Имени Божия (YaHWeH – Сущий).

Наряду с некоторыми другими восклицаниями («Аминь», «Осанна» и др.) «Аллилуия» заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведенной, была воспринята христианской Церковью с самого начала ее существования.

В качестве самостоятельного гимна «Аллилуия» используется за Божественной литургией, причем не только в византийской традиции, но и в латинском и нехалкидонских обрядах. Как самостоятельное песнопение Божественной литургии «Аллилуия» поется, как правило, перед чтением Евангелия, перемежаясь стихами (меняющимися от праздника к празднику); такое исполнение «Аллилуия» называют аллилуиарием.

«Аллилуия» сохраняет также свое значение припева к псалмам. В частности, в православной традиции «Аллилуия»:

  • прибавляется к песнопениям, которые связаны (или были связаны) с псалмодией (например, к херувимской песни);
  • может в некоторых случаях служить припевом к псалмам 1-й («Блажен муж»), 17-й (непорочны), 19-й (полиелей) кафизм Псалтири;
  • является припевом ко 2-му праздничному и 3-му будничному антифонам литургии;
  • троекратная (или двукратная) «Аллилуия» с прибавлением в конце слов «Слава Тебе, Боже» служит заключительным славословием после групп из нескольких псалмов в каждой из кафизм Псалтири, а также на дневных часах и на повечерии.

Примечательно, что вопрос о том, сколько раз следует произносить «Аллилуия» в составе славословия в конце групп псалмов – дважды или трижды был предметом споров в Русской Церкви в XV–XVII вв .

Неприятие «трегубой» (троекратной) «Аллилуия» стало во 2-й половине XVII в., стало одним из основных пунктов разногласия деятелей старообрядческого раскола с начатой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой.

[Описание на сайте ВикипедиЯ]

© 2017 Официальный сайт Любимского благочиния Рыбинской епархии. Все права защищены.